Обычная
версия сайта
  Размер шрифта:   Шрифт:   Межсимвольный интервал:   Межстрочный интервал:   Цветовая схема:   Изображения:

 

 

 

 

Дополнительные образовательные услуги

 

 

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 38»

Образовательная программа кружка

«АБВГДй-ка»

(обучение дошкольников грамоте)

Составил:

воспитатель

I квалификационной категории

Каменщикова Л.Г.

Пояснительная записка

Одной из главных задач подготовки ребенка к школе является развитие его, обучение родному языку. Успешное развитие речи в дошкольном возрасте имеет решающее значение для последующего систематического изучения родного языка.

Исследования лингвистов, психологов, педагогов показали, что пятый-шестой год жизни ребенка являются периодом наиболее высокой «языковой одаренности, особой восприимчивости к звуковой стороне речи. Вот почему вводить дошкольников в звуковую систему родного языка необходимо в старшей группе детского сада.

В старшей группе осуществляется ознакомление дошкольников с основными свойствами звукового строения слова. Дети получают знания о слоговой структуре слова, о словесном ударении. Учатся анализировать звуковой состав слова, сравнивать звуки по их качественной характеристике (гласные, твердые и мягкие согласные), сопоставлять слова по количеству звуков и звуковому составу.

Занятия по обучению грамоте проводятся в старшей группе детского сада один раз в неделю, всего их 34. Длительность каждого занятия 25-30 минут в течении которого детям предлагается как новый материал, так и материал для повторения и закрепления ранее усвоенных знаний и умений.

на занятия по обучению дошкольников грамоте уделяется игровым приемам и дидактическим играм, которые составляют специфику детей дошкольного возраста и являются существенным компонентом этого обучения.

Цель

Формирование у детей общей ориентировки в звуковой системе родного языка.

Подготовка к успешному обучению в школе.

Задачи:

Образовательные

В старшей группе: обучение детей звуковому анализу слова - определение порядка следования звуков в слове, установление различительной роли звука, основных качественных характеристик звука.

Развивающие

- развитие фонематического слуха детей

- активизация мыслительной деятельности

- развитие умения работать с моделями-символами

Воспитательные:

- способствовать развитию работоспособности, нравственно-волевых и эстетических качеств личности ребенка.

Работа с родителями:

- доклад на родительском собрании «Успешность дошкольников»

- индивидуальные консультации «Как помочь ребенку овладеть звуковым анализом слова»

- открытое занятие по обучению дошкольников грамоте

Учебно-тематический план кружка «АБВГДй-ка» 25-30

тема

кол-во часов

1

Закрепление знаний о слове, умений интонационно выделять звук в слове

25-30 мин.

2

Интонационное выделение звука в слове .Деление двусложных слов на слоги

25-30 мин.

3

Знакомство с понятием «слог». Деление двух - и трехсложных слов на слоги.

25-30 мин.

4

Знакомство с предложением, составление предложений из двух слов

25-30 мин.

5

Знакомство со схемой звукового состава слова. Закрепление умения делить слово на слоги.

25-30 мин.

6

Звуковой анализ слова «МАК»

25-30 мин.

7

Звуковой анализ слова «ДОМ»

25-30 мин.

8

Звуковой анализ слова «ДЫМ»

25-30 мин.

9

Звуковой анализ слова «ЛУК»

25-30 мин.

10

Звуковой анализ слова «ЛЕС»

25-30 мин.

11

Звуковой анализ слова «КИТ»

25-30 мин.

12

Познакомить с понятием «гласные звуки»

25-30 мин.

13

Звуковой анализ слова «РОЗА» Знакомство со слогообразовательной ролью гласных звуков

25-30 мин.

14

Звуковой анализ слова «ЛУНА», «ЛИСА» Знакомство с делением звуков на гласные и согласные; с делением согласных на - мягкие и твердые.

25-30 мин.

15

Звуковой анализ слова «САНИ»

25-30 мин .

16

Звуковой анализ слова «УТКИ»

25-30 мин.

17

Звуковой анализ слова «АИСТ»

25-30 мин.

18

Звуковой анализ слова «ЛИСТ»

25-30 мин.

19

Звуковой анализ слова «СЛОН»

25-30 мин.

20

Звуковой анализ слова «ЮЛА»

25-30 мин.

21

Звуковой анализ слова «ЖУК»

25-30 мин.

22

Звуковой анализ слова «ПАУК»

25-30 мин.

23

Звуковой анализ слова «КЛЕЙ»

25-30 мин.

24

Вычленение ударного слога в слове. Звуковой анализ слова «МАМА»

25-30 мин.

25

Звуковой анализ слова «ГУСИ»

25-30 мин.

26

Звуковой анализ слова «МУКА»

25-30 мин.

27

Звуковой анализ слова «ИГЛА»

25-30 мин.

28

Звуковой анализ слова «МИШКА»

25-30 мин.

29

Звуковой анализ слова «МЫШКА» Сравнение слов по звуковому составу.

25-30 мин.

30

Звуковой анализ слова «СЛИВА»

25-30 мин.

31

Звуковой анализ слова «ЗАМОК» Различие ударных и безударных гласных

25-30 мин.

32

Звуковой анализ слова «ЛЕЙКА»

25-30 мин.

33

Звуковой анализ слова «РЕЧКА»

25-30 мин.

34

Звуковой анализ слова «ШКОЛА»

25-30 мин.

 


Октябрь

занятия

Программное содержание

Материал

Алгоритм занятия

1

Закреплять представление детей о слове; умение интонационно выделять звук в слове, различать на слух твердые и мягкие согласные звуки..

мяч;

картинки: лимон, вишня, пирамидка, лампа, волк, пароход, коробка

Игра «Соберём слова в коробку»

Игра «Скажи как я»

Определение звуков в словах по предложенным картинкам

Игра «Назови слово»

2

Закреплять умение интонационно выделять звук в слове, называть слова с заданным звуком. учить детей делить на слоги двухсложные слова, называть слова с заданным количеством слогов.

игрушки: лиса медведь, заяц, кот

Чтение стихотворения с интонационным выделением зв «ж»

задание: придумать слова со зв «ж»

произнесение слов (название игрушек) по частям ,отхлопывая каждый слог

игра-задание:»Назвать животных в названии которых два слога»

3

Учить детей делить на слоги двух- и трехсложные слова, познакомить с термином «слог»

Учить называть слова с заданным звуком, закреплять умение интонационно выделять зв. в слове

мяч, картинка с изображением малины

Игра «Кто у кого»

Игра «Измерим хлопками слова»

Игра «Отгадай моё слово»

Игра «Кто внимательный

4

Познакомить детей с предложением, учить составлять предложения из двух слов, называть первое, второе слово.

Учить называть слова с заданным звуком.

Игрушка зайца, фишки - игрушки.

Описание действий выполняемых воспитателем с зайцем - «Что делает зайчик?» Понятие о предложении

Составление предложений, определение первого и второго. Игра «Живое предложение»

Чтение стихотворения Л. Куклина «Вот сколько на «К» я сумею назвать» с выделением звука «К»

Игра «Кто больше назовет назаданный звук» «рь» и «р»

Ноябрь

5

Повторить знания о предложении, учить составлять предложения.

Познакомить детей со схемой звукового состава слова.

Закрепить умение делить слова на слоги.

картинка с изображением белки

Составление предложений со словом «белка»

Звуковой анализ слова «ау».

6

Учить детей проводить зв. анализ слова.

Закреплять умение называть первый зв. в слове.

учить называть слова с заданным зв.

картина -схема слова «мак»,

четыре желтые фишки, мелкие фишки - игрушки

Игра «Назови первый звук»

Звуковой анализ слова «МАК»

Игра «Кто больше назовет слов со зв. «м», затем со зв. «мь»

7

Учить детей проводить звуковой анализ слова.

Закреплять умение называть слова с заданным звуком.

Разучить игру с заданием.

картина -схема слова «дом» 4 желтые фишки

Игра «Кто внимательнее?»

Звуковой анализ слова «ДОМ»

Игра «Назови слова»

8

Учить проводить звуковой анализ слова, находить одинаковые зв. в словах.

Познакомить со словоразличительной ролью звука.

картины - схемы слов дом,дым, 6 желтых фишек

Игра «Сколько звуков услышали?»

Звуковой анализ слова «ДЫМ»

Сравнение зв. состава слова дым и дом.

Задание: найти в слове дым звук, который долго тянется

Задание: убрать со схемы звуки, которые назову.

9

Учить проводить звуковой анализ слова.

Закреплять знание о словоразличительной роли звука.

Продолжать учить называть слова с заданным звуком

картина -схема слова «лук», 4 желтые фишки

Звуковой анализ слова «ЛУК»

Игра с заданиями

Задание: найти звук в слове который тянется и поется.

Чтение четверостишия в котором «заблудился» звук

Игра «назови слова

Декабрь

10

Учить проводить звуковой анализ слова.

Продолжать учить называть слова с заданным звуком.

Закреплять знания о словоразличительной роли звука.

картина - схема слова «лес», 4 желтые фишки. мелкие игрушки - фишки.

Игра «Назови пару»

Звуковой анализ слова «ЛЕС»

Игра с заданиями

Чтение стишка с заблудившимся звуком

Игра «Магазин»

11

Учить проводить звуковой анализ слова.

Продолжать учить называть слова с заданным звуком.

Учить составлять из трёх слов предложение и делить его на слоги

картина - схема слова «кит», 4 желтые фишки, фишки -иерушки

Игра «Перекличка»

Звуковой анализ слова «КИТ»

Отыскивание в слове кит звука который тянется и поётся.

Игра с заданиями

Составление предложений по манипуляции воспитателя с куклой.

Игра «Построим дом»

12

Дать понятие о гласных звуках.

Продолжать учить называть слова с заданным звуком.

картины схемы слов мак, дым, дом, лук, лес, кит. 6 красных фишек

Нахождение гласных звуков во всех словах -схемах.

Игра «Мамина сумка»

13

Учить провидению звукового анализа слова.

Закреплять знания о гласных звуках.

Познакомить со словообразовательной ролью гласных звуков. Продолжать учить называть слова с заданным звуком.

карта - схема слова роза, 3желтые фишки, 3 красные фишки, фишки -игрушки.

Звуковой анализ слова «РОЗА»

Деление слова на слоги.

Игра с заданиями

Игра «Какой звук гласный?»

14

Продолжать обучение звуковому анализу слова.

Познакомить с тем, что звуки делятся на гласные и согласные, а согласные на твёрдые и мягкие.

картины - схемы слов луна, лиса; красные, синие, зелёные, желтые фишки

Звуковой анализ слова «ЛУНА»

Звуковой анализ слова «ЛИСА».

Сравнение звукового состава слов «лиса» и «луна»

Игра «Назови пару».

Январь

15

Продолжать обучение звуковому анализу слова.

Учить различать гласные, твердые и мягкие согласные звуки

картина - схема слова «сани»; красные, синие, зелёные фишки; предметные картинки (кот, рыба, лиса, мяч).

Повторение обозначений звуков цветными фишками.

Звуковой анализ слова «САНИ»

Игра с заданиями.

Игра «Угадай-ка»

16

Продолжать учить детей проводить звуковой анализ слова.

Закреплять знания о гласных, твердых и мягких согласных звуках.

Знакомить со словоразличительной ролью твердых и мягких звуков. Учить называть слова с заданным звуком

картина - схема слова «утка2», фишки

Звуковой анализ слова «УТКА»

Игра с заданиями.

Загадка

Игра «Назови слова»

17

Закреплять умение проводить звуковой анализ слов, различать гласные, твердые и мягкие согласные звуки.

Закреплять знания о различительной роли звука.

Учить называть слова с заданным звуком

картина - схема слова «аист», фишки

Игра «Твердый или мягкий?»

Звуковой анализ слова «АИСТ»

Игра с заданиями.

Стишок - «заблудился» звук

Игра «Назови слова»

18

19

Продолжать обучать звуковому анализу слов, умению различать гласные, твердые и мягкие согласные звуки. Закреплять знания о словорозличительной роли звука. Учить называть слова с заданным звуком

Закреплять умение проводить звуковой анализ слов, различать гласные, твердые и мягкие согласные звуки.

Закреплять знания о различительной роли звука.

Учить называть слова с заданным звуком

картина - схема слова «лист», фишки, мяч

картина - схема слова «слон», фишки

Игра «Назови пару».

Звуковой анализ слова»ЛИСТ»

Игра с заданиячми.

Стишок - «заблудился» звук.

Игра «Назови слова»

Игра «Кто внимательный?»

Звуковой анализ слова «СЛОН»

Какой звук «заблудился»

Игра «Поймай конец и продолжай

Февраль

20

Закреплять умение проводить звуковой анализ слов, различать гласные, твердые и мягкие согласные звуки.

Учить называть слова с заданным звуком.

картина - схема слова «юла», фишки, фишки -игрушки

Звуковой анализ слова «ЮЛА»

Игра с заданиями.

Игра «Назови слова»

21

Продолжать учить детей проводить звуковой анализ слов, , различать гласные, твердые и мягкие согласные звуки.

Закреплять знания о словоразличительной роли твердых и мягких согласных звуков

картина - схема слова «жук», фишки -цветные, фишки- игрушки

Игра «Назови своё слово»

Звуковой анализ слова «ЖУК»

Игра с заданиями.

Игра «Назови слова»

22

Продолжать учить детей проводить звуковой анализ слов, , различать гласные, твердые и мягкие согласные звуки.

Закреплять знания о словоразличительной роли звука.

Продолжать учить называть слова с заданным звуком.

картина - схема слова «паук», фишки.

Игра «Кто внимательный?».

Звуковой анализ слова «ПАУК»

Игра с заданиями.

Чтение стишка «заблудился» звук

Игра «Назови звук»

23

Продолжать учить детей проводить звуковой анализ слов, , различать гласные, твердые и мягкие согласные звуки.

Закреплять знания о словоразличительной роли звука.

Продолжать учить называть слова с заданным звуком.

полоски с четырьмя клеточками, цветные фишки, фишки - игрушки

Игра «Назови пару»

Звуковой анализ слова «клей»

Игра с заданиями

Чтение стихотворения об озорных звуках

Игра «Поймай конец и продолжай»

Март

24

Закреплять умения детей делить слова на слоги.

Учить вычленять в слове ударный слог.

Закреплять умение проводить звуковой анализ слова.

схема слова на 4 звука, цветные фишки

Разбор слова мама

Слоги в слове мама.

Игра «Поищи слово»

25

Продолжать учить детей проводить звуковой анализ слов, различать гласные, твердые и мягкие согласные звуки.

Учить детей вычленять словесное ударение, определять его место в слове.

Закреплять знание о словоразличительной роли звука.

картина - схема слова «гуси», цветные фишки, мяч

Игра «Назови пару»

Звуковой анализ слова «ГУСИ»

Стишок - «озорные»звуки.

26

Продолжать обучение звуковому анализу слова, умению различать гласные, твердые и мягкие согласные звуки. Учить детей вычленять словесное ударение, определять его место в слове.

Познакомить со словоразличительной ролью ударения. Продолжать учить называть слова с заданным звуком.

схема слова на 4 звука, цветные фишки

Опрос, - какие бывают звуки?

Звуковой анализ слова «МУКА».

Игра «Назови слова»

27

Продолжать учить детей проводить звуковой анализ слов, различать гласные, твердые и мягкие согласные звуки. Учить детей вычленять словесное ударение, определять его место в слове.; учить называть слова с заданным, ударным звуком.

схема слова на 4 звука, цветные фишки

Звуковой анализ слова «ИГЛА»

Игра с заданиями.

Игра «Назови слова»

Апрель

28

29

Продолжать учить детей проводить звуковой анализ слов, различать гласные, твердые и мягкие согласные звуки. . Учить детей вычленять словесное ударение, определять его место в слове.; учить называть слова с заданным, ударным звуком.

Продолжать учить детей проводить звуковой анализ слов, различать гласные, твердые и мягкие согласные звуки. Учить сравнивать слова по звуковому составу

картина - схема слова «мишка», цветные фишки, фишки - игрушки

Звуковой анализ слова «МИШКА»

Игра «Назови ударный звук»

Игра «Назови слова»

Cайт создан по технологии "Конструктор e-Publish"