Игра - средство всестороннего воспитания детей

 

 

 

 

Игра - средство всестороннего воспитания детей

 

 

Консультации для родителей

Игра - средство всестороннего воспитания детей

Игра в жизни ребёнка - важный вид деятельности, удовлетворяющий его стремление к движению, к осмыслению впечатлений окружающей жизни. Игра наполняет жизнь ребёнка интересным содержанием, организует и регулирует его поведение. Дети, которые много и сосредоточенно играют, меньше шалят, растут более организованными, дисциплинированными. Молчаливые становятся разговорчивыми, замкнутые - общительными, дерзкие - вежливыми.

 

Дети дошкольного возраста играют в разнообразные игры: подвижные, дидактические, сюжетно-ролевые. Предпочтение они отдают сюжетно-ролевым играм, в которых изображают всё что видят в окружающей жизни: быт и труд людей их взаимоотношения и события современности.

В игре дети удовлетворяют своё стремление стать участниками жизни взрослых: с увлечением воспитывают дочек, лечат их, учат их в школе, строят дома…

Копируя жизнь взрослых, ребёнок проникается их заботами и делами, усваивает моральные нормы нашего общества.

Так в игре ребёнок поставлен перед необходимостью подчинить своё личное коллективу. В игре, как ни в какой другой деятельности, шлифуются черты личности и формы поведения.

Воспитывающее значение игры проявляется в полной мере, когда руководят ею взрослые.

Особое внимание следует обратить на идейное содержание игры: чему она учит, какие черты характера воспитывает, к каким поступкам побуждает ребёнка. Такие сюжеты, как «Больница», «Школа», «Детский сад», «Строители», «Космонавты» своим содержанием развивают нравственные отношения играющих, обязывая их проявлять взаимовыручку, коллективизм, гуманные чувства. В этом случае взрослые могут поддержать игру, помочь развить замысел, уточнить с ребёнком то, что он знает недостаточно.

Но игры по своему содержанию бывают не только добрыми. Из-за отсутствия глубоко сформированной нравственной основы ребёнок, встречаясь в жизни с отрицательными явлениями, поразившими его воображение, переносит их в игру. Нельзя допускать, чтобы дети играли в игры, вызывающие в них жестокость, жадность, эгоизм, аморальные поступки.

 

В таких случаях надо попытаться переключить игру, придав ей положительное содержание.

Если игра приняла отрицательный характер (дети изображают пьяных, подражают

ссорящимся людям, произносят грубые слова), а ваша попытка не увенчалась успехом, то надо потребовать игру прекратить, разъяснив почему она плохая.

Дидактические (игры с предметами и игрушками; словесные игры; настольно печатные игры) и подвижные игры (сюжетные, бессюжетные, с элементами спортивных игр) относятся к играм с правилами. Эта группа игр имеющая готовое содержание, специально разработанные взрослыми, чёткие игровые правила. В них заранее установлена определённая последовательность действий. В каждой игре перед детьми ставится задача, решение которой связано с выполнением правил, обязательных для всех участников.

В дидактических играх основной задачей является умственное развитие ребёнка, обогащение его знаниями.

В подвижных играх основная задача - совершенствование движений, развитие двигательной активности. Однако нельзя рассматривать подвижные игры только как физ. Воспитания, а дидактические только как метод умственного воспитания.

В первых развиваются мышление, речь, память, воображение, воля; во-вторых решаются вопросы совершенствования двигательных навыков, воспитываются нравственные качества.

Таким образом, игры с правилами служат средством формирования личности ребёнка.

Культура игровой деятельности во многом зависит от условий, в которых развивается игра. Поэтому у ребёнка дома должен быть специально выделенный уголок. Если имеется отдельная комната для ребёнка, то в ней отводится значительное место для игр. Обычно это самое удобное и хорошо освещённое, защищённое от сквозняков и удалённое от отопительных приборов место. Если ребёнок знает где можно взять игрушку, куда её положить после игры, это приучает его к порядку, содействует формированию самостоятельности, бережного отношения к игрушке.

Содержание игрового хозяйства храниться в определённой системе.

Крупные игрушки можно расположить на полу на ковре, мелкие дидактические и игры- забавы, настольно печатные игры - удобнее держать на полке или в шкафу.

Хранить игрушки в ящике не следует, т. к. от этого они ломаются, теряют свой привлекательный вид. У ребенка невольно формируется неправильное представление о том, что значит убрать после себя игрушки : в ящик он сваливает всё без системы и порядка. В таких случаях ребёнка трудно приучить к аккуратности и бережливости.

 

Любимая игрушка – телевизор?

 

 

Телевидение является неотъемлемым атрибутом нашей жизни. Обсуждение телепередач и фильмов всегда присутствует в нашем общении с друзьями, а наши детишки обожают мультики и сказки. Но является ли столь часто встречающаяся зависимость от телевизора такой уж безобидной вещью?

В принципе, телевизор не стоит много смотреть и взрослым: частый просмотр телепередач - тяжелый стресс для нервной системы. И дело даже не в их содержании - хотя известно, что ежедневный просмотр новостей может привести к депрессии. Вредно для нас и мерцание телеэкрана, и излучение, исходящее от "ящика". Ну и, конечно, если регулярно смотреть фильмы и телесериалы, может возникнуть неадекватная реакция на нервные раздражители, приступы немотивированной агрессии и прочие проблемы даже у абсолютно здорового в психическом смысле человека.

Многие детские психологи единодушны в одном: до шести лет малышу телевизор лучше не смотреть, вне зависимости от того, насколько строгий отбор проходят телепередачи и насколько ограничено время их просмотра.

· Первой причиной для того, чтобы "отлучить" малыша от телевизора, является реклама. Мелькающие кадры, сопровождаемые настырным голосом, чрезвычайно разрушительны для детской психики. К тому же во многих рекламных роликах нарушена причинно-следственная связь, что является фактором, разрушающим ориентационные навыки малыша в окружающем мире. Кроме того - и в этом единодушно многие учителя, воспитатели и психологи, - регулярный просмотр рекламы переводит разум малыша в потребительскую, примитивную плоскость: надо это купить. Малыш не понимает, почему детишки на экране каждый день могут, есть шоколадки, собирать яркие стикеры, пить самый дорогой йогурт. Раз телеэкран это показывает, значит, так и надо, значит, он тоже может каждый день это потреблять. Формируется психология типичного "дитяти" общества потребления.

· Вторая причина, по которой детям не стоит просиживать штаны у телевизора, - обилие насилия на телеэкране и особый, мультипликационный мир, в который малыш погружается. У этого мира свои законы, в абсолютном большинстве случаев не имеющие никакого отношения к реальности, свои персонажи, не имеющие в реальности никаких прототипов. Так, например, многие персонажи американских мультсериалов имеют в буквальном смысле слова по "девять жизней": они прыгают с небоскребов, попадают под машины, их затягивает в гигантскую мясорубку, размазывает по асфальту, после чего они встают, отряхиваются и бегут дальше. Получая информацию из подобных мультфильмов, ребенок никогда не усвоит представление о ценности жизни - у него навсегда останется подсознательное ощущение, что "жизнь можно переиграть", в любой момент есть возможность начать все сначала, и убитый на войне человек всегда встает, отряхивается и идет домой. Стоит ли удивляться в этом случае разгулу преступности на наших улицах?

Детские передачи

Если же вы придерживаетесь мнения, что хорошая телепередача вашему малышу не повредит, а, скорее, наоборот - поможет заснуть, обязательно соблюдайте следующие правила:

1. Все телепередачи, которые вы считаете возможным показать вашему малышу, просматривайте сначала сами. А, просмотрев, поймете, нужно ли все это вашему ребенку.

2. Существуют специальные детские передачи, идущие в удобное время и являющиеся развлекательными и образовательными в одно и тоже время. Их вы можете смотреть вместе с ребенком - ведь наверняка у него возникнет масса вопросов, которые он не преминет вам задать!

3. Ограничьте время, проводимое малышом перед телевизором, до сорока минут в день. Больше может быть вредно для его глаз и нервной системы.

4. Прислушивайтесь к своим ощущениям: если вам не нравится ведущая детской передачи, может быть, стоит внять внутреннему голосу?

5. Некоторые фильмы, особенно из числа старых советских, являются добрыми и милыми - например, сказки. Их вы можете смотреть вместе - кроме всего прочего, это удивительно сплачивает семью и создает ощущение преемственности поколений.

6. Никаких взрослых телепередач и фильмов - на это должен быть категорический запрет, который даже не обсуждается в семье!

7. Вообще, самым лучшим в этой ситуации было бы, если бы и взрослые ограничили время, проведенное перед телевизором. Покажите малышу на собственном примере: телевизор - не единственный способ времяпрепровождения.

Достойная альтернатива

Многие родители выбрали для себя такой путь: они берут в видеопрокате или покупают видео- или DVD-фильмы, которые затем показывают малышу. У этих фильмов масса преимуществ перед телевизионными:

1. Вы определяете репертуар.

2. Вы определяете время просмотра.

3. Вы определяете продолжительность просмотра.

4. Они лишены рекламы - действие фильма не прерывается, во время просмотра малыш не испытывает чувства растерянности из-за того, что происходит переключение на абсолютно посторонние вещи.

И чего ни в коем случае НЕ стоит делать:

· Начиная с самых первых дней жизни малыша, кормить его с постоянно включенным телевизором. Это может сказаться и на аппетите, и на пищеварении, и на зрении малыша - не говоря уже о формировании в дальнейшем вредных привычек!

· Держать в квартире включенный телевизор в качестве звукового фона.

· Смотреть с ребенком все телепередачи подряд.

· Смотреть и комментировать при малыше выпуски новостей

Дата последнего обновления страницы 18.02.2018
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»